Обзор Europa Universalis 3: Napoleon’s Ambition

Одновременно талантливая команда разработчиков и довольно успешная издательская компания Paradox Interactive не сдается. Игнорируя модные тенденции, не обращая внимания на цифры продаж, она продолжает выпускать то же самое, что и почти 10 лет назад. Мы искренне восхищены такой «верности» своему делу. Мне даже хватит смелости заявить, что жанр серьезных (именно так и никак иначе) исторических стратегий никогда бы не был таким, каким мы знаем его сегодня, если бы не Paradox. Ведь совершенно очевидно, что одних лишь Civilization и Сида Мейера поклонникам «симуляторов истории» было бы недостаточно. И миром бы безраздельно правили «блокбастеры», вроде Age of Empires (отличная игра, никто не спорит, но, в то же время, определенно «попса»).

Именно поэтому Paradox следует наградить медалью за «мужество» и «верность». И пусть, что Hearts of Iron, что Victoria или Crusader Kings (пополнение, между прочим, ожидается в самое ближайшее время) продаются не так хорошо, как хотелось бы, надежды фанатов эти игры оправдывают практически всегда. Будем надеяться, что в будущем ситуация не изменится. А теперь от вступления перейдем к делу. Благо повод поговорить есть. Вышло дополнение к Europa Universalis 3. Хотя уже ее одной вполне может хватить на пару лет ежедневных бдений перед монитором (да, это одна из тех «бесконечных» игр), всегда хочется чего-то более совершенного и разнообразного. Оправдала ли Napoleon’s Ambition чаянья поклонников?

Планы Бонапарта

Из названия следует, что дело мы будем иметь в основном с Французской революцией и Наполеоном Бонапартом. Историческая фигура которого представляет немалый интерес, как для кинематографистов и литераторов, так и для создателей компьютерных игр. И, если в оригинальной EU3 действие заканчивалось в 90-х годах 18 века, то теперь империю можно строить вплоть до 1820 года. Генералы (и другие многочисленные военные, советники, яркие фигуры, связанные с эпохой — все как положено, расставлены по положенным местам на шахматной доске «рукотворной» истории. Может показаться, что пара десятков лет — слишком малый срок, учитывая колоссальный временной отрезок в Europa Universalis 3 (около 300 лет, шутка ли). Но дело ведь не только в «годах». В основе любого дополнения: новые возможности (вопрос лишь в том, достаточно ли их количество). И Napoleon’s Ambition не исключение.

Наполеоновское время было весьма непростым, и в Napoleon’s Ambition разработчики попытались, как можно более точно, это отразить. Хорошо или плохо, когда, неожиданно, без вашего участия и ведома что-то происходит, сказать трудно. Такой подход обязательно найдет, как сторонников, так и противников. Неожиданная смерть важного персонажа (экономический кризис или что-то еще), может оказаться неприятной неожиданностью. И кто-то будет вне себя от гнева. Ведь планы изначально у вас могли быть другими (связанными непосредственно с вон тем погибшим адмиралом).

С другой стороны, история обязывает. И, как мне кажется, реализм в контексте рассматриваемого жанра это не плохо, а, скорее, даже хорошо. К тому же, играть становится чуть-чуть интереснее и слегка веселее. Случайности добавляют игре колорита, делают ее более «живой» и динамичной. К сожалению некоторые возможности (вроде интерактивной борьбы за наследство), замеченные в «просто» EU3 исчезли. Впрочем, не следует думать, что вы марионетка продуманного механизма. Конечно, нет, большинство решений будете принимать все же вы, а не компьютер.

Самое важное, на мой взгляд, нововведение заключается в том, что отныне игрок перед началом кампании (язык, не поворачивается называть их сценариями) может изменить огромное количество «новых» параметров, а не просто выбрать уровень сложности. В Napoleon’s Ambition настройке поддается буквально все. Вплоть до места расположения столицы, степени агрессивности AI, управления инфляцией (которую можно, так и вовсе отключить), «историчности» игры (то есть, например, чтобы лидер был «реальным», а, скажем, советник выбирался случайным образом), скорости распространения прогресса, колонизации и открытия новых земель (на это стоит обратить самое пристальное внимание). Различных вариаций сотни — и каждая тем или иным образом отражается на игровом процессе.

Война…

Война в оригинальной EU3 было отнюдь не самым увлекательным элементом. Во многом за счет ужасающе схематичной графики. Рассчитывать на то, что Napoleon’s Ambition похорошела по сравнению со своим родителем, по меньшей мере глупо. Увы и ах, все также «страшненько» и «серенько». Зато несомненно удобнее и глубже. Так, появилась «дисциплина», прямое влияние на которую имеют политика, национальные идеи и прочие патриотические настроения. Подготовка солдат отныне не просто «звук», а важный элемент, имеющий прямое отношение к успеху в сражениях. Разумно, что умелый солдат на поле боя более эффективен нежели не обученный. И никакой «моралью» обойтись уже не удастся. Ревизии подвергся и интерфейс, ставший значительно более продвинутым. Статистика битв, определение «на глаз», могут ли бойцы сражаться дальше, каковы их шансы против неприятеля (и дело не только в количестве, но и в том, что происходит на «мирной» земле) — лишь малая часть от общего числа усовершенствований. Ну и сам Наполеон, конечно, царь и бог, дающий огромный бонус своей армии.

…и мир

В мирной жизни, наиболее серьезному апгрейду подверглась экономическая, или, правильнее будет сказать, экономическая модель. К примеру, для того, чтобы наладить торговый обмен между определенными странами, мало просто послать купцов. Перед этим нужно заключить договор (силой ли, дипломатией — решать вам). Рынки отныне позволено переносить с одного места на другое. Наконец, пропала необходимость отдавать приказы торговцам вручную. Команда Autosend (которой нам так не доставало со времен Europa Universalis 2), на мой взгляд, наиболее полезное нововведение, которое сэкономит вам кучу времени. При этом, никакой полной автоматизации (это бы было нарушение духа Europa Universalis 3). Параметры поведения остаются за вами. Хотите, чтобы купец акцентировал свое внимание на каких-то определенных рынках, пожалуйста. Или, наоборот, запретите ему посещать ту или иную ярмарку.

Napoleon’s Ambition — неплохое дополнение, которое, впрочем, не предоставляет никаких концептуальных изменений. Paradox что-то подправила там, слегка изменила — здесь, но революции ни в одном аспекте игры не произвела. Возможно, это правильно. «Велосипед» Europa Universalis 3 еще продолжает прекрасно «ехать». Фанаты в любом случае будут рады и этому. Для них, собственно, разработчики и старались. Что до полноценного сиквела, то Europa Universalis: Rome должна подоспеть ко второму кварталу 2008 года.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: